www.smus21.ru – официальный информационный портал молодых ученых и специалистов Чувашии, осуществляющий интеграцию регионального Совета молодых ученых и специалистов, аналогичных Советов учреждений высшего профессионального образования, предприятий, расположенных на территории республики.


Календарь конференций

Октябрь 2015
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Опрос

По Вашему мнению, какие условия нужны молодым ученым для дополнительных заработков?

Ежегодные конкурсы для молодых ученых, финансируемые из местного бюджета - 33.3%
Поддержка инновационных и предпринимательских инициатив молодежи: юридическая, бухгалтерская, информационная - 0%
Поддержка предпринимательских инициатив молодежи: создание малых предприятий - 0%
Поощрение дополнительного образования, повышения квалификации молодых ученых - 0%
Обеспечение необходимым научным оборудованием - 33.3%
Долгосрочное сотрудничество между научными центрами в России и за рубежом - 33.3%

Всего голосов: 3
Голосование на этот опрос закончилось в: 02 Июнь 2014 - 08:47

Алёна Иванова: «Нужно уметь ставить цель и идти к ней уверенными шагами»

ivanova

Алёна Михайловна Иванова – доктор филологических наук, профессор кафедры чувашского языкознания и востоковедения, заместитель декана факультета русской и чувашской филологии и журналистики по научной работе. В 1992 году с золотой медалью окончила Долгоостровскую школу Батыревского района и поступила на факультет чувашской филологии и культуры Чувашского госуниверситета имени И.Н. Ульянова. Окончив факультет, осталась работать там же. В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Сложноподчиненное предложение в чувашском и русском языках (опыт сравнительно-сопоставительного исследования)». В 2011 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук «Сравнительно-сопоставительное исследование проблем морфосинтаксиса в чувашском языкознании».

 

 

– Алёна Михайловна, почему вы решили связать судьбу с научной деятельностью?

– Еще в школьные годы, участвуя в республиканских олимпиадах, которые проходили в ЧГУ, с восторгом смотрела на преподавателей высшего учебного заведения. Мне очень нравилась их профессия, и в глубине души всегда таилась мечта быть педагогом.

После окончания факультета чувашской филологии и культуры мне предложили остаться на кафедре в качестве ассистента, и я, конечно же, согласилась.

 

 

– Как проходили ваши первые годы трудовой деятельности в университете? С какими трудностями вам пришлось столкнуться?

– В первое время было сложно привыкнуть к тому, что теперь у меня роль преподавателя, а не студента. Готовилась по несколько часов в день, чтобы собрать достаточный материал для лекции и практического занятия, потом готовила устную речь. Чувствовалось, что не хватало преподавательского опыта.

 

 

– Расскажите про ваши проекты и научные работы.

– Кроме преподавательской деятельности, стараюсь активно заниматься научными проектами. В 2009-2010 гг. с доцентом Чувашского государственного института культуры и искусств Э.В. Фоминым мы разрабатывали тему «Поволжские города в истории чувашского литературного языка (дооктябрьский период)», и данный проект получил поддержку РГНФ. В рамках проекта подготовлена монография. В этой книге впервые в чувашском языкознании рассматривается роль города в литературно-языковом процессе. В монографии описано значение городов Казань, Симбирск, Нижний Новгород, Пенза в чувашской истории, установлено влияние этих городов на становление чувашского литературного языка, изучена деятельность, связанная с формированием чувашского литературного языка, выдающихся деятелей Н.И. Ашмарина, И.Я. Яковлева, Н.И. Ильминского, Н.И. Золотницкого, Н.В. Никольского и др.

В 2011 году выиграли грант на проект «Чувашская книга в конце XIX-XX веков». В этой работе мы подробно исследуем историю развития и становления чувашских книг.

 

 

– Есть ли у вас какие-нибудь задумки новых проектов? Над какими темами вам еще хотелось бы работать?

– С прошлого года начали совместную работу над проектом «Семантизация агнонимов чувашского языка на основе комплексного лингвистического анализа». В современном чувашском языке существует большое количество агнонимов, т.е. слов с неустановленным значением. Около 2000 слов и словосочетаний в словаре чувашского языка Н.И.Ашмарина отмечены в качестве агнонимов. Большое количество такой лексики содержится в фольклорных текстах, в памятниках чувашской письменности, в исторических произведениях, и современная лексикография прошла мимо них.

Проект посвящен установлению значений лексики с проблемной семантикой и является исследованием в области нового направления современной лингвистики – теории агнонимов. Это трудоемкая и сложная работа. Некоторые слова с неизвестным значением легко поддаются семантизации, а в некоторых случаях неизвестное значение слова невозможно объяснить на материале одного только чувашского языка, и необходимо применять этимологическую и контекстуальную методику их семантизации, например, изучить заимствованный, или словообразовательный характер, соответствия из других тюркских языков и т.д.

 

 

– Что больше всего нравится в вашей профессии?

– Общение и работа со студентами заряжает энергией. Профессия педагога является творческой. Преподаватель всегда в поиске новой информации для написания научных проектов, статей, учебных пособий, и это требует постоянно оставаться интеллектуально активным.

Хотелось бы подчеркнуть, что для филолога-преподавателя важно знание нескольких языков. Обучение в татарской школе, позже – посещение курсов английского помогают мне в педагогической деятельности, дают возможность демонстрировать студентам сходство и различие языков. Посоветовала бы будущим филологам уделять большое внимание изучению языков с ранних студенческих лет – не только родного и русского, но и иностранного или родственного.

 

 

– Какие научные темы интересуют будущих филологов?

– Выбор темы связан с теми проектами, над которыми я работаю, также с преподаваемыми дисциплинами. Научная жизнь студентов на нашем факультете достаточно насыщенная: проводятся различные конференции, конкурсы, олимпиады. Например, сейчас у нас проходит конкурс сочинений «Спасет ли мир красота?», посвященный Году культуры, и ведется подготовка к Всероссийской 48-й научной студенческой конференции. Кроме того, большое внимание уделяем работе со школьниками, приглашаем их на факультетские мероприятия. Поддерживаем связь с другими регионами России, что помогает нам делиться опытом и открывает новые пути развития.

Хотелось бы отметить, что впервые в этом году на факультете организованы межкафедральные научные семинары, на которых заслушиваются и обсуждаются доклады по актуальным вопросам филологии и журналистики. Семинары проходят ежемесячно и собирают большое количество слушателей.

 

 

– Какие черты характера цените в студентах?

– Всегда приятно работать с трудолюбивыми, ответственными, инициативными и дисциплинированными молодыми людьми.

 

 

– Чем вы любите заниматься в свободное время?

– В свободное время с удовольствием ухаживала бы за цветами, как комнатными, так и садовыми, посмотрела бы советские кинофильмы и занималась вышиванием, но, к сожалению, полностью погружена в работу: в университетскую, факультетскую, научную.

 

 

– Ваше кредо...

– Во всем стараться видеть позитивное, тогда жизнь становится красивее, ярче. Нужно уметь ставить цель и идти к ней уверенными шагами.

 

 

Источник: сайт ЧГУ, Олеся КУВАЙСКАЯ

Copyright “СОВЕТ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (СМУС ЧУВАШИИ)” 2012-2015

| Кластер глонасс для разработчиков в сфере геоинформационных систем. Заходите!