www.smus21.ru – официальный информационный портал молодых ученых и специалистов Чувашии, осуществляющий интеграцию регионального Совета молодых ученых и специалистов, аналогичных Советов учреждений высшего профессионального образования, предприятий, расположенных на территории республики.


Календарь конференций

Октябрь 2015
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Опрос

По Вашему мнению, какие условия нужны молодым ученым для дополнительных заработков?

Ежегодные конкурсы для молодых ученых, финансируемые из местного бюджета - 33.3%
Поддержка инновационных и предпринимательских инициатив молодежи: юридическая, бухгалтерская, информационная - 0%
Поддержка предпринимательских инициатив молодежи: создание малых предприятий - 0%
Поощрение дополнительного образования, повышения квалификации молодых ученых - 0%
Обеспечение необходимым научным оборудованием - 33.3%
Долгосрочное сотрудничество между научными центрами в России и за рубежом - 33.3%

Всего голосов: 3
Голосование на этот опрос закончилось в: 02 Июнь 2014 - 08:47

Сергей Карпов: «Любая новая перспективная идея – плод кропотливого труда»

karpovСергей Владимирович Карпов – старший преподаватель кафедры органической и фармацевтической химии Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. Родился 14 декабря 1984 года в Чебоксарах. В 2002 году поступил на химико-фармацевтический факультет ЧГУ, магистратуру окончил в 2008-м. В копилке талантливого преподавателя – более 15 дипломов за призовые места в конференциях всероссийского и международного уровня, благодарности от МБОУ «Лицей №2» за научное руководство школьниками. Сергей Владимирович – победитель конкурса грантов «У.М.Н.И.К.-2011», победитель конкурса инициативных проектов РФФИ для молодых ученых и стипендиат Главы Чувашской Республики за особую творческую устремленность в 2014 году. Молодой преподаватель имеет 8 научных публикаций в журналах индексируемых Web of Science, 9 – в журналах, входящих в перечень ВАК, 35 тезисов докладов конференций всероссийского и международного уровня. Тематика – химия полицианопропенидов и биологическая активность полученных соединений.

 

– Сергей Владимирович, поздравляем Вас с победой в конкурсе инициативных проектов! Читателям будет интересно узнать о вашем проекте-победителе.

 

– Спасибо. Работа посвящена чрезвычайно интересной и динамически развивающейся области современной органической химии – полицианозамещенным циклопропанам. Синтез и исследование реакционной способности этих соединений ведется на нашей кафедре уже более двадцати лет. Уникальность им придает тот факт, что они способны легко трансформироваться в мягких условиях в самые разнообразные высокозамещенные гетероциклические структуры, получение которых «классическими» способами очень трудоемко, либо невозможно. Это легко сравнить с планированием оптимального маршрута поездки: можно из Москвы до Петербурга доехать на «Сапсане» за четыре часа почти по прямой, а можно ехать через Владивосток не один день. Естественно, первый способ предпочтительнее. Но, как и у любой медали, тут две стороны – высокая реакционная способность полицианоциклопропанов делает их очень «капризными» и малопредсказуемыми, поэтому для получения оптимальных результатов требуются всесторонние и скурпулезные исследования – как теоретические, так и экспериментальные. Но они сторицей окупаются многообразием и доступностью новых соединений и материалов, которые могут найти практическое применение в самых различных отраслях – лазерных и нанотехнологиях, солнечной энергетике, медицине и ветеринарии, электронике и многих других. Именно это – стык фундаментальной научной новизны вкупе с широкими перспективами практического применения и выглядит для меня особенно привлекательным в данном научном направлении.

– В какой области полезны результаты вашего проекта?

– Мы надеемся, что полученные в ходе выполнения работы результаты существенно приблизят науку к решению одной из фундаментальных проблем: каким образом происходит раскрытие цикла электронодефицитных циклопропанов. Понимание этого процесса откроет путь к разработке быстрых и эффективных методов синтеза широкого круга соединений, способных найти применение в самых разнообразных отраслях науки и техники – от органических полупроводников до новых эффективных антибиотиков.

 

– Часто в вузах существует проблема нехватки молодых кадров. Почему Вы решили стать преподавателем? Что значит для Вас работа в университете?

 

– Действительно, проблема нехватки молодых кадров в настоящее время существует, и это печально. Но я с самого начала, практически с момента поступления на химико-фармацевтический факультет в 2002 году, твердо решил двигаться по академической лестнице. Считаю, что человек должен непрерывно развиваться в течение всей жизни, и именно профессия преподавателя вуза дает идеальную возможность для этого. Работа должна приносить пользу как самому человеку, так и обществу. Возможно, кому-то это покажется непонятным, но, к примеру, радость от удачно проведенного синтеза, счастье построения теории реакционной способности, и, конечно же, гордость за своих студентов, хорошо сдавших экзамен или успешно выступивших на конференции, – ни с чем не сравнить. Это без преуменьшения замечательная работа в замечательном коллективе.

 

– Зачастую человек желает получить, так сказать, все и сейчас. Но наука – трудоемкая отрасль, в которой быстрого и эффективного результата добиться сложно. Как долго Вы способны вынашивать и созидать свою идею?

 

– Как я уже говорил, далеко не все профессии дают человеку возможность к развитию, особенно интеллектуальному. Двигаться вперед, ежедневно открывать новое, все лучше познавать окружающий мир и его фундаментальные законы, вносить свой вклад в мировую науку – думаю, именно эти устремления движут большинством настоящих российских ученых в первую очередь. Что касается сроков реализации идей – тут все ограничено лишь поставленной задачей: иногда для получения финального результата могут потребоваться годы, если, например, требуются дорогостоящие или уникальные спектральные исследования. Иногда – пара недель или месяцев. Вообще, научный поиск – это тема не для одной лекции. Так только в кино бывает, мол, что-то «щелкнуло» в голове – и взлохмаченный ученый с бешеным взглядом уже побежал создавать суперизобретение. На самом деле, любая новая перспективная идея – плод кропотливого и глубокого анализа, прежде всего, накопленного теоретического и экспериментального материала, спешке тут не место. Если направление того заслуживает – можем и несколько лет ожидать или планировать реализацию в случае необходимости. Что касается идеального результата – сложно сказать. Просто, как ни парадоксально это звучит, часто отрицательный результат приносит в итоге намного больше, нежели принес бы положительный. Тут могу только ответить, что важен любой результат, лишь бы он был корректным и получен согласно научным принципам.

 

– Что скажете о способах привлечения молодежи в науку? Современная молодежь неохотно посвящает свою работу научным изысканиям.

 

– Могу с вами не согласиться по поводу того, что молодежь мало интересуется наукой. Ежегодно посещаю различные молодежные конференции в разных городах России: количество участников с каждым годом только возрастает. На нашем факультете также количество студентов, желающих заниматься серьезной научной деятельностью, с каждым годом увеличивается. Возможно, конечно, что сужу «со своей колокольни», и в других областях науки все намного печальнее. Что касается привлечения молодежи в науку – то тут могу сказать только одно: престиж профессии. Когда-то физики, химики, медики и другие ученые считались элитой общества, на них возлагались большие надежды государства, они осознавали ответственность за будущее своей страны. Молодежь рвалась в науку, по все стране открывались НИИ и КБ, были сделаны прорывные открытия для своего времени. Сейчас этого нет. Многие молодые люди попросту не видят в карьере научного работника возможности полноценно самореализоваться и найти свое место в жизни, поскольку обществом диктуются другие, и, увы, далеко не всегда благородные, ценности.

 

– Так значит, у Вас есть студенты, которые проявляют особенную активность в научной работе?

 

– Безусловно. На нашей кафедре давно стало традицией, что наиболее одаренные студенты приобщаются к научной деятельности с начальных курсов, а к моменту получения диплома магистра уже имеют несколько научных публикаций. По тематике инициативного проекта вместе со мной работает студент первого курса магистратуры Артур Григорьев, а также третьекурсники, занимающиеся исследованиями антимикробной активности новых соединений.

 

– Знаю, что вы ведете плотную работу со школьниками...

 

– На подрастающее поколение мы возлагаем большие надежды, ведь именно им в будущем предстоит перехватить эстафету научного поиска. Сам я приобщился к миру науки будучи еще в десятом классе – учился в лицее №2. Приходил дополнительно заниматься на химико-фармацевтический факультет, наблюдал за настоящими органическими синтезами, читал научную литературу. Это в итоге и привело к тому, что к моменту окончания лицея четко определился со своей будущей карьерой, и ни капли не жалею об этом. В настоящее время с коллегами работаем с одаренными учениками 10-11 классов, показывая им увлекательнейший мир химии. Как правило, темы школьных научно-исследовательских работ лежат в общем русле нашего научного направления, где у нашего коллектива имеется и опыт, и богатая экспериментальная база. Результаты обнадеживают – учащиеся регулярно занимают призовые места на различных конкурсах российского и международного уровня («Ученые будущего» INTEL, «Мой Наномир» и др.). Надеемся, что полученные знания и начальный опыт помогут им определиться со своим будущим и после поступления на ХФФ ЧГУ они продолжат исследования уже в качестве одаренных студентов.

 

– Каковы Ваши ближайшие планы?

 

– Работа над докторской диссертацией. Продолжение и развитие нашего научного направления и внедрение практически значимых результатов.

 

Источник: сайт ЧГУ, Надежда АРТАМОНОВА

Copyright “СОВЕТ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (СМУС ЧУВАШИИ)” 2012-2015